О копирайтинге
Гид по основам
Привет ✋

Брендов, которые не чирканули о себе пару слов в интернете, почти нет — ЦА ушла в сеть и теперь вам общаться здесь. Если постараетесь, можно подружиться, решать конкретные проблемы аудитории и стимулировать ее покупать. Одними только словами. В статье азы копирайтинга: как найти свою тональность, собрать крепкий рубрикатор и за вечер нагнать кучу полезных тем в контент-план. Плюс делимся книгами-мастридами, Telegram-каналами и инструментами для всех, кто пишет.
Шаг первый: выберите тональность коммуникации

Чтобы говорить от лица бренда, нужно найти его голос — то есть определиться с тональностью коммуникации.
Она:
  • транслирует ценности и философию бренда;
  • выделяет на фоне конкурентов, которые «продают то же самое за те же деньги той же ЦА»;
  • создает эмоциональную связь. А это ведет к покупке.
Как выработать TOV

  1. Составьте портрет ЦА: пол, возраст, финансовое положение, интересы и пр. Даже от самых хороших текстов не будет толка, если они бьют мимо аудитории.
  2. Изучите боли и страхи: читатель хочет пережить карантин, повидаться наконец с друзьями и перестать лежать в кровати 24/7. Люди покупают не продукты и услуги, а решение своих проблем — найдите их и помогите разобраться.
  3. Проанализируйте стиль конкурентов: это поможет увидеть провисающие моменты у других и восполнить их у себя.
  4. Найдите образ: зайдите на площадки, где сидит ваша аудитория, чтобы взять на карандаш слог и выражения. Еще вариант: вспомните манеру общения реального человека, который мог бы быть клиентом компании.
    И еще немного правил

    1. Заботьтесь о читателе: говорите с ним на понятном языке без канцелярита, официоза и усложнений. А ещё не забывайте бить текст на абзацы, выделять главное и давать иллюстрации.
    2. Никогда не жертвуйте ясностью и информативностью в угоду стилю. Если от абзаца можно отказаться без потери смысла — режьте.
    3. Соблюдайте единство TOV: говорите на одном языке на всех площадках: и в email-рассылке, и в комментариях.
    4. Тестируйте гипотезы: чтобы понять, какой нужен язык, запустите таргет с разными вариантами одного текста и посмотрите, на какую интонацию лучше реагирует аудитория.
    Типы контента
    Шаг второй: соберите рубрикатор

    Рубрикатор — это скелет для контент-плана. Если заранее продумать рубрики, которые закрывают конкретные боли ЦА и накидать темы, получите оберег от творческих заторов. В нём должны быть прописаны:
    1. типы рубрик — тут вы определяете маркетинговые цели;
    2. боли ЦА — чтобы не забывать про интересы аудитории;
    3. варианты наполнения — то есть готовые темы для публикаций.



    Пример рубрикатора
    Правила рубрикатора

    1. У каждой группы рубрик должны быть свои цели: продавать, информировать или развлекать.
    2. Придумайте 6-8 рубрик, которые отталкиваются от маркетинговых целей и болей ЦА.
    3. Используйте игры, конкурсы и другие вовлекающие механики.
    4. Проверяйте статистику постов через Livedune и корректируйте рубрику, если она провалилась.




    Шаг третий: ищите больше идей

    Когда над душой повисли клиент и дедлайн, ждать вдохновения небезопасно. Классный инструмент для генерации триллиарда тем — матрица контента. Пользуемся сами и вам советуем.

    Как собрать матрицу контента

    1. Открывайте Excel-таблицу и вбивайте по горизонтали форматы публикаций: например, интервью, подборки, кейсы и развлекухи.
    2. По вертикали распишите постоянные рубрики или сферы, о которых хотите рассказывать подписчикам.
    3. Начинайте штурмить. Когда вы прописали отправные точки, генерить темы гораздо проще.
    4. Проверьте идеи. Матрица контента структурирует хаос и помогает собрать контент-план за вечер. Главное — фильтровать каждую тему через вопрос: «А это вообще интересно моей ЦА?
      Пример рубрикатора телеграм-канала SETTERS
      Где еще брать идеи для публикаций

      1. Референсы. Чтобы придумать новое, нужна пища для ума: факты и новости из сферы, статьи по теме и около нее. Не нужно бросаться в рерайт, тут работает правило «кради как художник» — достаточно понять, под каким углом вы ещё не смотрели на проблему.
      2. Форумы. Здесь ваша ЦА давно обсуждает то, что ей реально интересно: где купить нормальные линзы, почему первый ребенок был лапочкой, а второй дерзит и по каким параметрам выбирать беспроводные наушники. Кроме вопросов и идей на форумах можно перенять лексику и уточнить TOV.
      3. Яндекс.Кью (старый The Question). Вопросы отсюда можно адаптировать в жирные темы для контент-плана. Например, по запросу «маркетинг» иногда выпадает дичь вроде: «Какие проблемы могут возникнуть, если я сделаю рекламу своего товара огромными буквами на Луне?».
      4. Спросить у ЦА. Как узнать, что нужно аудитории? Просто спросить: пусть отвечают в голосовалке, кидают свои темы в комментарии или бота.
      В конце: 7 книг, чтобы нормально писать

      1. Максим Ильяхов и Людмила Сарычева «Пиши, сокращай» — тот самый оранжевый том с примерами, как надо и как не надо. Учит делать текст инфостильным — то есть простым и понятным для любой аудитории.
      2. Николай Кононов «Автор, ножницы, бумага» — книга с правилами редактуры для начинашек. Внутри четкие инструкции: как находить материал, брать интервью и продавать текст читателю.
      3. Ли ЛеФевер «Искусство объяснять» — учит упаковывать информацию так, чтобы понял даже гиперактивный школьник. Мастрид для тех, кто хочет давить убедительностью.
      4. Уильям Зинсер «Как писать хорошо» — подробно рассказывает про структуру текста, вводку и правильную концовку. Читается легко, запоминается надолго.
      5. Рой Питер Кларк «50 приемов письма» — автор разобрал тексты до косточек и дал конкретные приемы, чтобы писать круче.
      6. Джо Витале «Гипнотические рекламные тексты» — учит создавать рекламные заголовки и тексты, которые захватят читателя, как сериалы и триллеры.
      7. Блейк Снайдер «Спасите котика» — один из самых знаменитых голливудских сценаристов говорит, что текст — это работа, а не творчество. Снайдер за восемь глав учит виртуозному сторителлингу. Советы легко применить к любому материалу.

          © All Right Reserved. My company Inc.
          e-mail us: hello@company.cc